Общество

Срок — до 16 ноября. Какие налоги нужно уплатить белорусам и как это сделать

Фото из архива В Беларуси с 2024 года объединили налог на недвижимость, земельный и транспортный налоги в единый имущественный платеж. Удобно платить сразу за все вместе — за квартиру, дачу и машину. Налоговая сама считает и присылает извещение. Остается только вовремя заплатить. Какие нюансы стоит знать плательщикам — в материале .

Кому нужно платить, а для кого есть льготы?

Как рассказали в Министерстве по налогам и сборам, плательщиков имущественных налогов в Беларуси — более 3,5 млн. Налог на недвижимость придется заплатить владельцам квартир, жилых домов, садовых домиков, дач, гаражей, машино-мест, а также иных зданий и сооружений, например офисов, складов, магазинов и т.д. Это касается недвижимости, которая принадлежит им на праве собственности либо приобретена в лизинг. Что касается земельных участков, то облагаются налогом принятые по наследству, принадлежащие на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования, а также самовольно занятые. Транспортный налог физлица уплачивают в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы за ними в ГАИ, кроме выпущенных до 1992 года.

Уязвимые категории населения могут рассчитывать на льготы. Например, многодетные семьи освобождаются от уплаты налога на недвижимость в отношении всего имущества, которое не предназначено для использования в предпринимательской деятельности. Это все квартиры, все жилые дома, все гаражи, все дачи, все машино-места, все незавершенные капитальные строения. То же самое касается всех земельных участков, которые есть у многодетных семей и предназначены для удовлетворения их бытовых потребностей. По транспортному налогу есть льгота в виде снижения ставки на 50% — но только если есть действительное водительское удостоверение соответствующей категории (той же, что и автомобиль).

Льготниками также являются пенсионеры по возрасту либо лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста с правом на его снижение, инвалиды I и II групп, несовершеннолетние, недееспособные, лица, которые проходят срочную воинскую либо альтернативную службу, а также граждане, на которых распространяется действие закона о ветеранах. Они имеют право на льготы в отношении одной квартиры, одного жилого дома, всех садовых домиков, всех гаражей, всех машино-мест, одного земельного участка, который предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома, в отношении всех других земельных участков, которые предоставлены для целей, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Причем важный момент — освободят от налога более дорогой объект недвижимости из имеющихся, а за более дешевый предъявят сумму к уплате. По транспортному налогу ставка снижается на 50% при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Инвалиды III группы имеют только льготу по транспортному налогу: ставка снижается на 25%, но тоже нужно соответствующее водительское удостоверение.

Льготы положены и некоторым другим категориям граждан. С полным списком можно ознакомиться на сайте МНС. 

Налоговые органы отслеживают информацию о льготных категориях граждан и с ее учетом начисляют им налоги. А если льготы перекрывают все обязательства, то извещение даже не направляется.

Как узнать сумму платежа и какие есть способы уплаты?

Извещения об уплате направлены в личный кабинет плательщика и на электронную почту физических лиц, подтвердивших желание получать их в электронном виде. Для тех, кто не подключился к личному кабинету плательщика или подключился, но не подтвердил свое желание получать таким образом информацию, извещения были направлены почтой до 1 октября 2026 года и их стоит искать в почтовых ящиках. Если извещение не пришло — можно зайти в личный кабинет плательщика и сформировать его самостоятельно или обратиться в налоговую. Еще один вариант — посмотреть в мобильном приложении MNS Mobile во вкладке «Извещения».

Единый имущественный платеж можно внести через ЕРИП по следующей схеме: Платежи и переводы — Система «Расчет» (ЕРИП) — Налоги — свой город/район — ИМНС по месту регистрации — Единый имущественный платеж — УНП. Узнать свой учетный номер плательщика можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)», либо посмотреть УНП в предыдущем извещении. Кроме того, можно уплатить налоги на почте или в банке, а также через личный кабинет на сайте nalog.gov.by.

15 ноября приходится на выходной, поэтому последний день уплаты — 16 ноября. Можно разбить сумму на несколько платежей. Главное — успеть не позднее установленной даты. 

Если не рассчитаться по своим налоговым обязательствам до конца года (а размер неуплаты превышает одну базовую величину), то в следующем году придется заплатить больше. При исчислении налогов за очередной год дополнительно к предъявленной сумме будет насчитано еще 15% от неуплаченного в прошлом году.

Валерия ГАВРИЛОВА,
.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»